Blog Archive

Мотор на нескольких видах топлива от Крайслер


Американское правительство рассчитывает, что уже к 2016 году автомобили в США будут в среднем потреблять не более 6,9 л/100 км, а к 2025-му и вовсе 3,8-5 л/100 км. Эксперты сходятся во мнении, что внедрение технологий, повышающих экономичность моторов, увеличит стоимость автомобилей в Штатах минимум на $700 и максимум на $3500. Изыскивая различные способы заставить двигатели функционировать более эффективно на меньшем объёме сжигаемого топлива, разработчики компании Крайслер, взялись за создание мотора, работающего одновременно на нескольких видах топлива. К этой идее их подтолкнули наработки компании Ford, сумевшей повысить отдачу бензиновой «восьмёрки» впрыском в камеру сгорания этанола вместе с бензином. Только вместо спирта крайслеровцы решили использовать дизельное топливо. Оно располагает большим запасом энергии на единицу объёма, чем бензин.
Американцы уже представили прототип такой мультитопливной «турбочетвёрки» 2.4, которая в настоящее время проходит испытания под капотом крайслеровского минивэна Town & Country. По заверениям разработчиков, автомобиль с новым мотором примерно на 25% экономичнее, чем со старой четырёхлитровой бензиновой «шестёркой» сопоставимой мощности.
Инновационный двигатель получился довольно сложным и дорогим, ведь, как известно, бензиновые моторы функционируют по циклу Отто, отличному от цикла работы дизельных агрегатов. В результате помимо фиатовской системы MultiAir в агрегате использовали две турбины (высокого и низкого давления), по несколько инжекторов в каждом цилиндре (для впрыска бензина и дизтоплива), специальную систему охлаждения выхлопных газов, а также два раздельных топливных бака.
Добавление в рабочий цикл пятилитровой фордовской «восьмёрки» впрыска порций этанола выявило несколько положительных побочных эффектов, улучшивших эффективность мотора. Во-первых, спирт охлаждал рабочие цилиндры двигателя, а во-вторых, повышал октановое число впрыскиваемого бензина с 88-91 до 150. В результате такой агрегат вполне мог выдавать мощность 500 «лошадей» и крутящий момент 1015 Н•м.
Специалисты Крайслер не намерены останавливаться на достигнутом и решительно настроены искать способы усовершенствования нового мотора, чтобы ещё больше снизить его аппетит. И в этом компания не одинока. Помимо уже выделенных ей на исследования министерством энергетики США $14,5 миллионов ещё $15,5 миллионов предоставят компании Delphi, FEV, а также Аргоннская национальная лаборатория и Университет штата Огайо.